Теория

//

Ката «Кто знает имена – знает и вещи»

Практически все Ката, которым сегодня обучают, являются упрощёнными вариантами китайских форм и в основном состоят из приёмов, включающих блок и последующий удар, причём они выполняются как два отдельных движения, в отличие от первоначальных форм, в которых блок и удар выполнялись как одно движение. Генеалогия развития боевых форм на Окинаве, так или иначе, была связанна с провинцией Фудзянь и расположенным там, в городе Нансойе, храмом Шаолинь. История появления техники Ката на Окинаве, восходит ко времени вторжения на остров войск клана Сацума в 1609 год, когда многие окинавцы знатного происхождения (сидзоку), бежали в храм Шаолинь в Фудзяне. Поэтому исторически, основные стили боевых искусств на Окинаве берут начало от стилей Па Куа и Шаолиньсы-цюань, которым обучали в Фудзяне во второй половине 19 - в начале 20 века. Необходимо отметить, что до 1879 года изучение боевых искусств на Окинаве ограничивалось узким кругом семейств высших классов общества. Исторически не подтверждается, что крестьяне Окинавы создавали боевые системы с целью свержения правителей клана Сацумы, хотя это довольно распространённая точка зрения. С исторической точки зрения нет никаких свидетельств, что до 1879 года боевые искусства вообще когда - либо использовались сельским населением в целях самообороны или в ходе движения сопротивления против власти клана Сацума. Хотя были случаи, когда шесты и посохи после 1879 года использовались членами молодёжных группировок для защиты деревень. Нужно понимать, что изучаемые традиционные формы Ката, берущие своё начало в Китае и получившие развитие на Окинаве были подвержены значительной трансформации при изменении традиций Той - дэ и возникновении стилевых особенностей Японского Каратэ.

Современные формы изучения и восприятия Ката, как формы активного парадоксального диалога - поединка (Коана), теряют свою значимость при выхолащивании результативных боевых техник, адаптируемых непосредственно учеником, в угоду демонстрационному «дворцовому этикету». По сути это противоречит Окинавской традиции Той-дэ, где стилевые особенности демонстрируемые в Ката, являлись личностным восприятием боевых принципов их носителя. Отсюда возникает главная проблема при изучении Ката, когда живой, творческий подход к решению посланий (боевых коанов) старых мастеров, превращается в заученные формы «дворцового этикета», когда интуитивное доведение техники до стилевого совершенства, подменяется рациональностью заученного решения, для конкретно рассматриваемой ситуации.
Необходимо что бы при обучении Ката, ученики сами выбирали манеру исполнения, учитывая личностные психофизические особенности и отдавая предпочтение плавным, мягким движениям либо резким и быстрым. Это не обуславливает отказ от традиционно принятых форм Ката, и попыток видоизменить их не понимая сущности вещей, это является высшей формой самовыражения и поиском личностного стилевого решения. Традиционно преподавание на Окинаве велось в форме обучения Ката и Куми (традиционным танцам). Некоторые из традиционных танцев - Ката сохранились в качестве основных форм окинавского классического искусства. В Мотобу-Рю существовала техника Андзи Ката но Мэката (Танцевальная ката господ), но к сожалению, столь древние техники ревностно оберегаемые семейным кланом Мотобу, не дошли до нашего времени. Сопоставление боевых искусств с танцами - обычная вещь в окинавской культуре. По традиции старые учителя строили методику и программу обучения конкретного ученика в зависимости от его успехов в изучаемой боевой системе, а также от других качеств и достоинств. Поэтому одни и те же традиционные формы Ката, которым обучал единственный «старый мастер», теперь имеют различные толкования у современных учителей.

Зачастую исполнение Ката превратилось из ритуала воинского мистериального посвящения, открывающего путь к духовному самопознанию, к воспроизведению механически заученного древнего ритуального «танца» без посвящения в его символический язык и тайный смысл. Взгляд на Ката как на «тайные послания» где увлечение красивыми цветами может увести от понимания корней воинского искусства, обостряет видение реальности и вымысла (кё-дзицу) в самом техническом рисунке. Недосказанность в форме технической вариативности должна воздействовать на посвящённого ученика, как удар посохом в практике Дзен и поиску наиболее рациональных вариантов реального технического применения изучаемых форм. Примечательно, что именно Ката наименее подвержены техническим изменениям и именно в Ката связь существующих школ с вековой Традицией приобретает особую значимость. Одухотворённая техника и видение «старых мастеров» сохраняя в Ката общий стилевой рисунок, преображали его в боевое парадоксальное тайное послание. Поэтому размышление над «Ката - коаном» являются для посвящённых учеников ступенями духовной практики, на пути к высшей духовной реальности. Изустная, в процессе занятий форма передачи «Ката - коана» является изотерической традицией передачи знания от сердца к сердцу и постижения высшей мудрости путём внутреннего, парадоксального диалога поединка. Следование данной изотерической традиции и приумножение каждым мастером духовного опыта предшественников ведёт к сохранению векового наследия оставленного нам «старыми мастерами». Практические формы данной практики наглядно просматриваются в требованиях различных школ, когда мастера высших рангов создают в рамках школы собственные стилевые направления, с присущей им личностной философской доктриной и обусловленный этим технический арсенал, демонстрируя уровень технического мастерства и духовной зрелости.