Теория

//

История Янаги Рю

Согласно Бугэй рюха дайдзитэн (武芸流派大事典), проследить основание школы Сингэцу мусо янаги-рю можно в традиции Хонтай Йошин-рю Такаги-рю (本體楊心高木流柔術). Боевое искусство Хонтай Йошин-рю Такаги-рю было создано в 17-м веке. Считается, что эта Школа была особенно активной в Период Эдо ( 江戸). В это время, школа развивалась в регионах Химэдзи (姫路) и Ако(赤穂藩), а затем, в период Мэйдзи (明治時代 ) и позже, школа стала развиваться и в других регионах. Существуют несколько разных историй о дальнейшем развитии школы. Это связано с тем, что в 19-м веке, школа продолжила свое существование в нескольких версиях. Надо сказать, что некоторые истории не могут быть подтверждены документально и имеют некоторые расхождения в разных ответвлениях школы.

Основатель школы, Такаги Ориемон Сигэтоси (高木折右衛門重俊) 2 апреля 1625 года. Его детское имя было Инатоми Умон Сигэтоси. С детства он изучал искусство владения коротким мечом школы Муто-рю Кодачи (武藤流小太刀) и искусство боя копьем школы Киочи-рю Содзюцу(鏡智流槍術) под руководством мастера Муто Дануемон (武藤段右衛門). Также известно, что Умон интенсивно практиковался в рукопашном бою - тай-дзюцу (体術) и в метании оружия - сюрикен-дзюцу (手裏剣術). Еще в юности добившись мастерства в этих боевых искусствах, он был известен большой физической силой. Его отец Инатоби Сандзаемон ( 稲富右門), преподаватель искусства фехтования мечом в провинции Сираиси, был убит в ночной схватке группой нападавших. По одной из легенд, использовав на практике слова отца о принципах гибкости – йо (楊), и о том, что –йобоку (楊木) - гибкая ветвь может быть сильнее, чем крепкое и высокое дерево, которое уязвимо и легко ломается, Умон отомстил убийцам своего отца, уничтожив их.

 

Именно эта философия после победного сражения заставила Умона назвать свою школу Йосин -рю (楊心流), а себе взять имя Такаги Ориэмон Сигэтоси. Он использовал термин – йосин, в названии своего боевого искусства для реализации принципов, которые усвоил от отца, включив в созданную им систему навыки, которые получил от занятий техникой боя копьем - яри (槍) и алебардой – нагината (長刀) у мастера Ито Ки но Ками (伊東紀守佐忠) сихана школы Кэнко-рю (健孝流), в которой он получил полную передачу «мэнкё кайдэн». Некоторые источники говорят о том, что в течение жизни, мастер Такаги принимал участие в нескольких дуэлях. В возрасте 23-х лет, он сразился с Ягю Мунэнори ( 柳生 宗矩) 1571 - May 11, 1646), выдающимся мастером Ягю Синкагэ-рю ( 柳生新陰流), от которого потерпел поражение. Это отразилось на его понимании боевых искусств и, по легенде, на 37-ой день его затворничества на горе Курама (鞍馬山), ему было видение атакующего его огромного тигра. Такаги направил копье в глаза животного и это остановило его. Переосмыслив некоторые аспекты, Такаги повторно пожелал сразиться с мастером Ягю и во время повторного матча, когда он направил свой меч в глаза Ягю Тадзима -но - ками ( 柳生但馬守) тот признал его реализацию, как мастера. На этом матч окончился без победы и поражения и без пролития крови.

Некоторые линии Школы, упоминают о том, что 15 августа 1695 года император Хигашияма (東山天皇), 113-й правитель в истории Японии, назначил Такаги Ориэмона Сигэтоси шиханом ( 師範) в 6-ти искусствах, императорским телохранителем и инструктором охраны императорского дворца. Такаги ушел из жизни в 1711 году. Осталось несколько его изображений, сделанных выдающимся автором гравюр укиё-э Утагава Куниёси (歌川国芳). Эти изображения о японских героях и из серии о мастерах меча. Могила мастера находится по сей день в районе замка Сираиси (白石城).

Второй мастер Школы, Такаги Уманосукэ Сигеэсада (高木馬の輔重貞), родился в 1655 году, а в 1672 он получил мэнкё от предшествующего главы школы. В своих путешествиях по стране, он изучал разные школы боя. В юности он принял участие в нескольких неудачных для него схватках с уже пожилым мастером Такэноучи-рю. Это был Такэучи Хисаёси ( 竹内久吉), внук основателя школы Такеучи Хисамори (竹内中務大輔久盛) и третий Соке школы. Схватки были вполне официальными и проводились в замке Цуяма (津山市) (область Мимасака 美作市, совр. Окаяма 岡山県, в присутствии лорда Мори, о чем свидетельствуют данные обеих школ.

Схватка была остановлена лордом Мори. Такаги сразу же попросился в ученики и был официально принят, как «дэси». Считается, что он освоил всю школу, включая высшие уровни и получил инструкторскую лицензию. После этого, он изменил свою семейную систему боя и ввел в неё множество «мягких» элементов, сформировав Такаги-рю тай-дзюцу коси-но-мавари.

 

Однако полученный результат, все еще не удовлетворил мастера, и он продолжал искать более совершенные методы, позволяющие побеждать в поединке, без использования существенной физической силы. После уединенной 100 дневной практики в горах, Такаги получил мистическое переживание «тэнсин-сё», в котором он более полно осознал принцип мягкости и методы его использования в реальном бою и понял принципы Хиссё но Йосин ( 必勝の楊心)-мягкого сердца для уверенной победы. Уманосуке усовершенствовал свое искусство и назвал его Хонтай Йосин-рю Такаги-рю дзюдзюцу ( 本體楊心高木流柔術). Он известен сейчас, как преподаватель, развивший один из наиболее ранних стилей рукопашного боя для самураев. Уманосуке умер в 1712 или 1716 году, оставив приемником своего сына Гэносина Хидэсигэ Такаги. Некоторые источники утверждают, однако, что он прожил еще около 30-ти лет, совершенствуя свое искусство и умер в 1746 году. Он также удостоился быть изображенным на гравюрах Утагава Кунисада Тойокуни и Утагава Куниёси. О нем и о Такаги Ориэмоне были написано в работе Муся сюгё Дзюнхироку (информация о 31 исторической фигуре мастеров боевого искусства) и в поэтических произведениях о воинах («Буккэй хякунин иссю» 武稽百人一首, автора Рютэй Сэнка).

Третий мастер школы считался выдающимся мастером рукопашного боя своего времени. Он преподавал в Химейдзи и получал 500 коку риса, обучая самураев высокого уровня боевому искусству своей семьи. Кроме дзюдзюцу, в программу его школы входили бо-дзюцу, нагината-дзюцу, со-дзюцу и сюрикэн-дзюцу. Генносин (Гэнносукэ) Хидэсиге Такаги (高木源之進英重) умер в раннем возрасте 32-х лет, передав школу своему другу и ученику.

Этим четвертым Соке Школы стал Окуни Кихэй Сигенобу (大国鬼平重信), родившийся в 1684 году в Изумо, который позже прославился совершенным искусством боя алебардой "нагината" и шестом "бо" школы Кукисин-рю (九鬼神流). По некоторым данным, мастер Окуни был также носителем традиции Тэндо-рю нагината дзюцу 天道流. Знакомство мастеров произошло в горах во время мистической аскезы. Встретившись с мастером Такаги в серии поединков "тарю сиай"他流試合, он потерпел поражение в рукопашных схватках, но оказался лучшим в бою с деревянным оружием. После приглашения Гэносина Хидэсиги Такаги посетить семейный додзе, Окуни стал его учеником и впоследствии унаследовал от него титул Соке. Он развивал школу в Ако (префектура Хёго). С этого времени, оба искусства объединились и Хонтай Такаги Йосин-рю дзюдзюцу и Кукисин -рю бо-дзюцу стали изучаться совместно, как одна система.

Один из учеников Окуни Кихэя в Хонтай такаги йосин-рю и в Кукисин-рю, Иванага Генносукэ Масамицу (岩永源之亟正光) 7 января 1753 года (宝暦3 年1 月7 日) также получил мэнкё кайдэн (免許皆伝). Иванага Генносукэ Масамицу (позже получивший имя Итирюсай 一 柳 斎), деревенский самурай из местечка Инари(伊万里) провинции Хидзэн, родился 5 марта 10 года Кёхо (1726). С малых лет, повинуясь воле своего отца Ёсикагэ Нидзаэмон (仁左衛門義景), мастера Ягю-рю кэндзюцу(柳生流剣術), он учился искусству меча Ягю. Семнадцати лет отроду он вошел в клан самураев Набэсима, где обучался Ёсин-рю дзюдзюцу (揚心流柔術). Во втором году эпохи Энкё (1746) он прошел воинскую подготовку в Бансю(播州), что в Ако (赤穂)у Окуни Кихэй Сигэнобу (大国鬼平重信) – мастера Такаги-рю дзюдзюцу(高木流柔術), а так же получил мэнкё кайдэн Куки Синдэн-рю бодзюцу (九鬼神流棒術), но в 5-м месяце 2-го года эпохи Хорэки (宝暦二年五月)-1753, вынужден был вернуться домой из-за смертельной болезни отца, Ёсикагэ Нидзаэмона. 7 марта 3-го года Хорэки(宝暦三年三月 7日)-1754, он объявил о создании нового стиля: Сингэцу мусо янаги рю (心月無想柳流柔術 ) - Школа ивы отрешенного духа луны. С этого времени начинается традиция школы Сингэцу мусо янаги-рю (心月無想柳流柔術 ), которая на протяжении столетий передавалось как традиция Отомэ-рю Набэсима хан (御 留 流 鍋島氏), официальная школа клана Набэсима. В 8-м году эпохи Анъэй 安永8年 (1780) создание школы было закреплено документально.

Происхождение названия школы Сингэцу мусо янаги-рю (心月無想柳流柔術 ) толком не ясно, поскольку источники, могущие пролить свет на этот вопрос, были утрачены в 12-м году эры Тайсё (大正時代12 年) (1923) во время Великого землетрясения в Канто 関東大震災. Однако понятие – сингэцу (心月) - букв. "новая луна", по всей видимости, относится к камаэ( 構): всегда адекватно и своевременно реагировать на действия противника подобно тому, как луна постоянно меняет свои очертания. Понятием же мусо( 無想) – безмыслие, определяется как сердце [последователя школы], освободившееся от суетных мыслей и в состоянии мунэн-мусо (無念無想) - полной отрешённости, готовое встретить противника. Слово же янаги (柳) -ива, как полагают, относится к технике (вадза) и восходит к поговорке: "ветви ивы не ломаются ни под тяжестью снега, ни от ветра". Основываясь на учении о том, что напряжённые мышцы немеют, а онемев - устают, эта школа положила во главу угла не жёсткость, а принцип разумной мягкости, не пытаясь использовать силу там, где в этом нет необходимости. Что же до особенностей школы, то она является комплексной школой будзюцу, где за основу берётся поражение болевых точек (当身技)- атэми-вадза, передвижения (体捌き)-тай-сабаки, без напряжения и усталости. Если техника исполняется голыми руками, то это называют дзю-дзюцу(柔術), если с мечом, то кэн-дзюцу(剣術), а с копьём - яри-дзюцу ( 槍術). Дзю-дзюцу( 柔術), кэн-дзюцу( 剣術), яри-дзюцу( 槍術), ко-нагината( 小長刀術), рэнсабо (連鎖棒術) -палка с цепью, кусаригама(鎖鎌術), тэссэн(鉄扇術), дзюттэ-дзюцу(十手術) и множество других видов боевых искусств, которые изучаются в школе Сингэцу мусо янаги-рю (心月無想柳流柔術 ) , нацелены на реальный бой.

Таким образом, двигаясь в соответствии с принципами школы, вы можете сражаться любым оружием. Однако, если говорить обобщённо, в школе делается упор на защитную технику (受身技)-укэми-вадза, и реагирование на действия противника (後之先)-го-но-сэн. Укэми-вадза здесь обозначает не кувырки и перекаты, а именно защиту в противовес атаке . Что же до уровней мастерства, то некоторое время практикуют технику начального уровня сёдэн (初伝)(в него входят 居捕итори - техника сидя и тати-вадза 立技- техника стоя), затем среднего уровня тюдэн(中伝) (итори 居捕 и 立技тати-вадза), мокуроку(目録) (立技тати-вадза), глубинной передачи окудэн (итори 居捕 и 立技 тати-вадза) и доходят до получения мастерской степени (мэнкё-кайдэн). Впрочем, почти весь процесс обучения происходит посредством устной передачи (口伝)(кудэн).

На сегодняшний день существуют две ветви школы, который расположены в городе Амагасаки (尼崎) . Одну из ветвей возглавляет Иванага Гэнзабуро ( 岩永源三郎正義), который в 1993 году получил прямую передачу от Кано Такэси Такэхико(加納武彦錬岳) и стал двенадцатым сокэ школы.

Вторую ветвь возглавляет Кавамура Хачиро (川村八朗) ханси 8 дан Дай Ниппон бутоку кай (大日本武徳会), который получил прямую передачу (直伝) и мэнкё кайдэн(免 許皆伝) от девятого сокэ школы Иванага Казумицу 岩永源一光教.